8 (495) 998 96 84 | 8 (968) 588 07 06
ВДНХ, ул. Ярославская,17, офис №9

Первые советские лимузины Л-1

Первые советские лимузины Л-1

Первый лимузин появился в России в 20-30 гг. прошлого века, когда советское автомобилестроение перешло на новый уровень развития. Партийная верхушка разъезжала на дорогих и солидных заграничных машинах, но собственное производство налажено не было. Поэтому на одном из съездов приняли решение совместными усилиями создать автомобиль представительского класса, который по техническим характеристикам не будет уступать американскому Buick. Отечественные производители с энтузиазмом восприняли идею и гордились тем, что могут изготовлять продукцию не хуже иностранных конкурентов.

Советские лимузины правительственного класса выпускались на автозаводе ЗИЛ и использовались для официальных поездок представителей партии.

Первый советский лимузин был оснащен восьмицилиндровым двигателем

Первый советский лимузин был оснащен восьмицилиндровым двигателем

Что общего между Buick и первым советским лимузином

На заводе «Красный путиловец» ведущие инженеры начали разработку конструкции и внутреннего оснащения будущего лимузина. За основу советские разработчики взяли американский Buick 32-90. Во время пробного пробега участники проекта поняли, что достигли небывалых высот, и все признали, что с поставленной задачей успешно справились. На окрашенных в черный цвет лимузинах стояли восьмицилиндровые двигатели, что было важным нововведением. Металлический кузов был отделан никелированными деталями, ценными породами дерева. Шасси автомобиля имело амортизаторы двустороннего действия, вакуумный усилитель в приводе тормозов.

Buick 32-90 стал прообразом первого советского лимузина

Buick 32-90 стал прообразом первого советского лимузина

Все советские лимузины получили название «Ленинград-1». Авторы идеи планировали наладить массовое производство автомобилей Л-1, но получилось, наоборот, лишь создать эксклюзивную партию. По особым чертежам было всего изготовлено шесть лимузинов, которые соответствовали последним техническим достижениям. Все шесть авто участвовали в первомайской демонстрации 1933 года, а 19 мая отправились в пробег Ленинград-Москва-Ленинград. Испытания машины не выдержали, и на обратном пути механизм вышел из строя. В итоге по распоряжению высшего руководства производство автомобилей Л-1 было прекращено. Завод «Красный путиловец» в дальнейшем перешел на серийный выпуск тракторов и танков.

Лимузин ЗИС-101 – результат талантливой работы советских инженеров

Вместе с приостановкой изготовления Л-1 история развития автомобилей представительского класса не закончилась. Задание доработать лимузин и выпустить что-то удобное и одновременно роскошное поручили московскому заводу имени Сталина. Это предприятие специализировалось на производстве грузовиков. Работы по проекту возглавил талантливый инженер Иван Лихачев. Ему во всем помогал Евгений Важинский. Как и в отношении Л-1, инженеры решили отталкиваться от устройства американского Buick. Однако Евгений Важинский отказался от слепого копирования и позаимствовал у Buick только конструкцию двигателя. Проектирование кузова заказали у американской компании Budd. На реализацию этого плана советское правительство потратило в общей сложности 1,5 млн долларов. Но затраты оправдали ожидания, и на суд публики был представлен лимузин ЗИС-101.

Серийное производство первого советского лимузина ЗИС-101 началось на заводе имени Сталина

Серийное производство первого советского лимузина ЗИС-101 началось на заводе имени Сталина

Как писал журнал «Техника молодежи» в 1936 году, по бокам заднего сиденья машины ЗИС-101 находились изящные закрывающиеся пепельницы. Рядом с одной из них — прикуриватель. Еще один прикуриватель находился у переднего сиденья.

Технология производства советского лимузина ЗИС-101

Кузов первого советского лимузина был изготовлен из дерева и металла. Сначала на предприятии из твердого дерева был сделан каркас, на который потом нашивались штампованные металлические панели. Это была сложная ручная работа. Деревянный каркас состоял из множества элементов, скрепленных шурупами. Перед разработчиками стояла задача свести скрип во время движения к минимуму. Водительская часть салона обшивалась кожей, пассажирская –сукном и велюром.

После первого осмотра лимузины ЗИС-101 отправили на доработку

После первого осмотра лимузины ЗИС-101 отправили на доработку

Первые образцы шасси ЗИС-101 были готовы в марте 1936 года. В апреле завод имени Сталина подготовил два лимузина для официальной презентации руководителю партии. Один ЗИС-101 был выполнен в черном цвете, а другой – в вишневом. Лимузины доставили в Кремль по первому требованию, и на торжественном осмотре присутствовали Сталин, Орджоникидзе, Микоян. Для сравнения также были привезены лимузины Cadillac. Глава советского правительства остался доволен машинами, но высказал пожелание сделать зеркальную перегородку между передними и задними сиденьями.

Одним из новшеств было наличие в автомобилях радиоприемника. Орджоникидзе предложил установить на крыльях подфарники, которые можно использовать для езды по освещенным фонарями улицам без необходимости включать фары. Лимузины категории ЗИС-101 не только занимались развозом авторитетных чиновников, но и вошли в эксплуатацию как пассажирское такси и окрашивались в желтые и голубые цвета. В виде небольшой экспериментальной серии были также выпущены лимузины-кареты скорой помощи.